ГлавнаяБлоги8 ступеней йоги8 ступеней йоги: общие понятия

8 ступеней йоги: общие понятия

Автор
Опубликовано: 2084 дня назад ( 5 марта 2013)
Редактировалось: 5 раз — последний 7 марта 2014
+3
Голосов: 3
8 ступеней йоги:
1. Яма — нормы поведения — самоограничение:
- ахимса (ненасилие);
- сатья (правдивость);
- астея (воздержание от воровства);
- брахмачарья (самодисциплина, контроль над желаниями);
- апариграха (отсутствие алчности).

2. Нияма — следование правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам:
- шауча (внутренняя и внешняя чистота);
- сантоша (удовлетворённость);
- тапас (аскеза);
- свадхьяя (изучение священных писаний и повторение мантр);
- ишварапранидхана (предание себя высшему разуму (Богу) и поклонение Ему).

3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности - снятие напряжённости и медитации. В «Хатха Йога Прадипика» приводится перечень из 11 асан для укрепления тела, и 4 медитативных асан. Определение Асаны в «Йога-сутрах» Патанджали: 46. Асана есть неподвижная и удобная [поза]. 47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].

4. Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума - дыхательные упражнения для контроля энергий ("прана" означает «жизненная сила», а «яма» — "контролировать, управлять") - массаж внутренних органов.

5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами - позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли - удержание состояния «Здесь и сейчас».

6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума, концентрация.

7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи) - отличается от дхараны тем, что медитирующий становится одним с объектом своей медитации и способен находиться в этом состоянии на протяжении 12 дхаран или 144-х секунд.

8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы:
- Савикалпа, сампрагьята или сабиджа (в савикалпе существует трипути — триада познающего, познаваемого и знания);
- Нирвикалпа, асампрагьята или нирбиджа (в нирвикалпа самадхи подобной триады не существует).

Препятствия, которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь самадхи, это:
1) Авидья (невежество)
2) Асмита (эгоизм)
3) Рага (симпатии)
4) Двеша (антипатии)
5) Абхинивеша (привязанность к материальной жизни)

Личные замечания: новички и изредка опытные практики однобоко подразумевают все перечисленные понятия, невольно проявляя последние 5 перечисленных препятствий, а иногда и вовсе отстраняясь от близких людей, уходя от основных жизненных задач. Помнить о том, что эти предписания были взяты с древних писаний, когда йога в социуме не практиковалась.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Поделиться